Недавно вернувшийся с войны Люк, напившись, решил отвинтить дюжину манетоприемников и был обнаружен полицейскими, за что получил 2 года исправительных работ. Там то и начинается его борьба против коррупционной системы, подавляющей любое проявление протеста или неординарности. А что еще ему остается, ведь в этом весь он, он рожден протестовать, бросать вызов и побеждать, всегда без исключений, в этом смысл его жизни.

В картине присутствуют много инновационных фишек, как например сцена с соблазнительной Люси. Так же этот фильм наверняка повлиял на многие другие шедевры подобного рода, о бунтующих против системы свободных личностях, такие как например «Пролетая над гнездом кукушки». Еще в картине имеется огромное количество крылатых фраз, которые на столько известны что их знают многие из тех, кто даже не слышал о фильме. Например знаменитая фраза: «Что мы здесь имеем, это не способность общаться» которую AFI внес в свой знаменитый список 100 самых запоминающихся киноцитат.

Пол Ньюман и Джордж Кеннеди создали просто культовые образы. Которые являются визитной карточкой, для обоих актеров. Очень яркие и живые, что кажется они были рождены именно для этих ролей. В 2003 году Американский Институт Киноискусства (все тот же AFI) поставил «Хлоднокровного» Люка на 30 место лучших героев в истории американского кино.

Что касается Джорджа Кеннеди, он получил свой заслуженный Оскар, за роль харизматичного, болтливого здоровяка, который, сразу отпечатывается в памяти и кажется что где то я уже встречал этот образ, например во многих советских фильмах 70—80-х годов.

Жалко что фильм не был даже номинирован в категории лучший фильм, а Пол Ньюман сыгравший одну из своих самых лучших ролей, получил всего лишь номинацию, уступив Роду Стайгеру сыгравшему в «Полуночной Жаре».

Fammy 12 декабря 2009 года

Фильмы про бунтарей-одиночек, несогласных, или точнее не желающих жить по уставам современного общества, были популярны еще за долго до выхода «Хладнокровного Люка». Достаточно вспомнить нашумевшие ленты с Джеймсом Дином и Марлоном Брандо. Но, безусловно, самой яркой и общепризнанной картиной на подобную тематику стал «Cool Hand Luke», где одну из лучших своих ролей сыграл великолепный Пол Ньюман. Более того, у большинства зрителей именно образ прирожденного бунтаря Люка ассоциируется с типажом самого актера.

Что двигало им в ту ночь, когда в стельку пьяный, Люк «поотрезал головы» у парковочных счетчиков? Об этом мы можем лишь догадываться. Возможно, таким образом, он сводил с кем-то давние счеты, а может, просто хотел заявить о себе, продемонстрировать крутой нрав. Так или иначе — за порчу государственной собственности Люк приговаривается к двум годам тюремного заключения.

Но о содеянном наш герой, на мой взгляд, нисколько не жалеет. Авторы фильма изначально преподносят его как «бунтаря без причины», которому скучно «жить как все», скованными дюжинами тем, что называется «общественной системой». Для Люка «система» это всего лишь чья-то неудачная шутка, над которой можно легко посмеяться, смачно плюнув ее же создателям в лицо. Иначе как воспринимать тот факт, что человек отправившись на войну (какую именно нам не говорят) и дослужившись до сержанта, пускает все на самотек и уходит из армии, как пришел, простым рядовым. Это его нежелание быть героем и отрицание всякого иерархического порядка — первооснова в понимании образа Люка.

Надо сказать, что и в тюрьме он проделывает тот же путь. Сокамерники сразу замечают дерзкий нрав новичка, всегда держащегося особняком с гордо поднятой головой и еле уловимой ухмылкой на лице. Больше всего это бесит Дреглайна (в потрясающем исполнении удостоенного за эту роль Оскара Джорджа Кеннеди) — неофициального лидера заключенных, грозного здоровяка, который на самом деле прост и наивен как ребенок. Он решает сбить с главного героя снобизм и показать «кто в доме хозяин». Но быстро организованный кулачный поединок превращается в насмешку над ним же самим. Значительно превосходящий в весе Дреглайн мутузит худосочного Люка почем зря, но тот не сдается, демонстрируя оппоненту невероятную стойкость, когда, уступая во всем противнику, можно уповать лишь на собственную настырность и силу духа.

Следующий момент, где Люк одерживает победу в карты, не имея ни одного козыря на руках, еще больше доказывает то, что этот персонаж умеет сохранять «хорошую мину при плохой игре» («Иногда ничего может быть хорошим подспорьем»). Апофеозом в раскрытии образа Люка становится легендарная сцена с поеданием яиц — Люк на спор соглашается проглотить за 60 минут 50 вареных яиц. И при этом его не волнует, что существует опасность погибнуть от заворота кишечника — пари есть пари.

Хладнокровие Люка, его невероятная дерзость и умение повести за собой постепенно вызывают восхищение у остальных заключенных, и вот уже сам Дреглайн отходит на второй план — лидером зэков становится Люк. Казалось бы, идеальная ситуация: авторитет заработан, остался год с лишним, отсиживай и выходи — однако ж, нет, герой Ньюмана и тут находит неприятности на свою голову, а с известиями о смерти матери и вовсе «сходит с катушек», решаясь на свой первый тюремный побег…

К чести постановщика фильма Стюарта Розенберга, не ограничившегося одним лишь повествовательным механизмом, в картине находится место и для других не менее важных вопросов. В частности довольно любопытным образом затрагивается тема проникновения божественного гнева в судьбу главного героя. Не стесняясь в выражениях, Люк проклинает Всевышнего, называя того Тяжелым Случаем, и просит наслать на себя его кару. В ответ, естественно, получает лишь молчание, но в том, что Господь услышал его, не приходиться сомневаться — одна из финальных сцен тому доказательство («Все, что мы имеем здесь, так это непонимание»).

Однако первостепенной задачей Розенберга, конечно, было показать независимую личность, всеми силами стремящуюся к свободе во всех ее проявлениях, с чем, надо отдать должное, режиссер идеально справился. Образ Люка — это своеобразный гимн триумфу несгибаемой человеческой воли, и в тоже время наглядная демонстрация того, к чему, порой, это самое необузданное стремление к воле может привести.

Бодхисатва 14 января 2009 года

Люк — бунтарь. Так однажды он ночью портит муниципальную собственность, а именно срезает «головы» парковочным счетчикам. За свою выходку Люк получает 2 года тюрьмы.

Тюрьма в которую попадает Люк, с виду кажется простым «трудовым лагерем». Однако в пеницитарном заведении действуют «свои» порядки. Первый побег и кандалы с ног не слезут до конца срока, при этом срок прибавляется уже к имеющемуся. К тому же заключенные должны следовать строгим правилам, каждый кто не выполнит хотя бы минимальное правило попадет в карцер.

Ну и как всегда в таких заведениях есть свои авторитеты. Когда Люк попал в тюрьму негласным лидером являлся Дрэглайн.
Вскоре Люк благодаря своим качествам, стойкости и принципам завоевывает уважение и авторитет среди заключенных и даже среди некоторых служителей тюремного лагеря.

Этот фильм показывает нам свободолюбивую личность, которая не привыкла подчиняться и живет по своим принципам.

Фильм стал визитной карточкой Пола Ньюмана именно он в большинстве случаев всплывет в памяти при упоминании Пола Ньюмана, несмотря на множество отличных киноработ у него. Неудивительно, что Люка часто цитируют в различных фильмах.

Удивительно, что в свое время Американская киноакадемия наградила Оскаром только Джорджа Кеннеди как актера 2-го плана и номинировав фильм в номинациях за актера; адаптированный и музыку, но не номинировав за лучший фильм.

 

oscar75 1 ноября 2008 года

Он просто напился и с улыбкой срезал газовым ключом стояночные монетоприёмники. Он дышал свободой, собственной гордостью и хладнокровным спокойствием. Он не боялся начать войну с любым обществом, в котором мог бы оказаться. Но он не чувствовал себя по настоящему свободным…
Хладнокровный люк — всемирно-известная драма, о бунтовщике против режима, о непрогибаемом человеке, которого с огромным трудом раздавили.

Одним из откровений фильма является атмосфера американской тюрьмы, в которой происходило основное действие. Работники-тюремщики стали настоящими гангстерами для заключённых уголовников. Роли людей поменялись местами. И особенно горько видеть, как в преступниках всячески унижают и убивают всё человеческое, что в них оставалось на воле.

Пол Ньюмен сыграл одну из самых лучших ролей в своей кинокарьере, а хладнокровный Люк обрёл неповторимую улыбку и неестественно ярко-голубые глаза.

hermeus 12 апреля 2009 года

Хотите универсальный рецепт отличного психологического фильма? Берем обладающего бойцовским Характером главного героя — харизматического неординарного парня с глазами младенца и незабываемой улыбкой до ушей, помещаем его в кастрюлю лечебного/пиницетарного/любого учреждения закрытого типа, добавляем по вкусу хитрого/алчного/бесчеловечного или все-это-в-одном-флаконе начальника и кипятим на медленном огне около двух часов. В процессе кипения Человек (с большой буквы) сталкивается с Системой с ее многочисленными держимордами/санитарами, давно утратившими право именоваться человеком — в итоге происходит то же, что и при попадании искры в пороховой погреб. Море удовольствия. Невероятный всплеск эмоций. И главное — борьба. Из скрытой переходящая в беспощадную и бескомпромиссную борьба. Здесь уже не может быть полутонов и договоренностей. Только «или-или». Человек побеждает, ломая систему либо покидая душные тюремные стены («Побег из Шоушенка», «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля), становясь при этом живой легендой, передаваемой из уст в уста своим соратниками (фактически — апостолами) следующим поколениям. Система побеждает только при одном условии — морально ломая человека, потому что даже физическое его уничтожение является для нее проигрышным («Полет над кукушкиным гнездом» Милоша Формана, «Хладнокровный Люк»). Ибо за ним цепной реакцией непременно возникнет следующий желающий потягаться с Системой.

Рецепт не новый — пользуйтесь. В чем же ценность «Хладнокровного Люка»? В том, что его можно без малейшего угрызения совести назвать дедушкой многих последующих киношедевров, названных выше. Конечно, более прожженный кинокритик, может быть, способен найти и ту «кино-обезьяну», от которой ведет свой род фильм Стюарта Розенберга, но мне о таких далеких корнях неизвестно. Поэтому буду считать «Люка» пионером этого жанра.

Насчет реализации отличной идеи… не без слабых мест, но с учетом года выпуска и революционных решений (чего стоила сцена с помывкой «Люсиль» машины для 67-го!) фильму можно простить и не такое.

midav2099 4 ноября 2009 года